Русская пляска

Сложно одной статьей охватить все ушедшие в историю популярные танцы, да оно и не нужно в виду нашей рассовости, религиозному отношению и географическому положению. Поэтому рассмотрим только близкие нам народные танцы и балетные направления, которые взорвали своей популярностью всю Европу.

Танец – искусство воплощать историю в хореографический сюжет и язык, способность выражать пережитое и настоящее в сюжетную линию. С далекой древности танец является некой цепочкой действий, самовыражающей чувства и эмоции исполняющего его лица, наступившего или грядущего события. Племенные сословия, танцевали при смерти и рождении, при исцелении больного или объявлении войны, при молениях и прощении… Многие ритуалы не обходились без этой цепочки выразительных телодвижений, именуемой сегодня – танец.

Происхождение танцевальных современных движений вышло из привычных людям телодвижений: от банального шага до наклонов и бега. Сочетание одного движения с другим и некоторая их модификация, получила впоследствии название «па», что с французского означает «шаг» (pas).

Постепенно танец народов стал формироваться исходя из действующих традиций. Потом, они же стали делиться на бытовые, исполняемые для себя и культовые (сейчас они называются сценическими), которые исполнялись для развлечений перед определенной публикой.

Вскоре бытовые разделились на городскую группу танцев и популярную крестьянскую. И уже из городской снова произошло деление на салонные и придворные, а также на резко набравшие популярность бальные танцы. Именно эти танцы стали прародителями европейского балета.

Развитию танцев, да и всему искусству в танцевальной сфере многим обязан Древний Восток и проводимые в античные времена религиозные празднества. Ни одна постановка древнегреческого театра не могла существовать без танцевальной постановки и работы пантомимистов. Постановкой художественного образа начали заниматься еще в 4-2 веках до н.э.

В 15-16 веках в Европе стали издаваться книги хореографического направления. Благодаря им танцы стали плотнее внедряться в театр. Стали появляться скоморохи и жонглеры. Театр стал показывать своим посетителям небольшие сюжетные сценки (морески).

В середине 17 века Французская королевская Академия танца разработала некую систему танцев, ставшей основой классических танцев.

В Австрии же зарождался вальс, выросший из трёхдольного танца ландлер, взявший свое названия от местности зарождения Ландль. В начале 19 века вальс быстро охватил Вену и уверенно охватил некоторые страны Европы.

Во второй половине 19 века появились пуанты. Благодаря их появлению танцовщицы смогли стоять и вращаться на пальцах, что в последствии привело к развитию такого направления как модерн.

В начале 20 века в барах и садах возникали танцевальные площадки. Танец стал стремительно популизироваться и разрастаться в различные стили и направления. Некоторые из них рассмотрим подробнее.

Русские народные танцы

Начнем с красивых, весьма популярных и масштабных в свое время хороводах, русской пляске и кадрили, одним словом – фольклорных танцев. Они все еще исполняются на городских мероприятиях, конкурсах или как минимум в детских садах на елках. Но популярность их значительно спала. Остались энтузиасты и просто любители народного танца, но их исполнение носит больше исторический характер, нежели развлекательный.

Отличительная особенность фольклорного танца в его естественности и принадлежности к местным обычаям или историческим событиям. Часто исполняются в национальных костюмах под ритмы местной музыки.

Одни из танцевальных движений происходили от рабочих процессов. Нередко при исполнении танца в руках действующих лиц можно видеть орудия труда или музыкальные инструменты. Другие движения — результат полученных впечатлений от красок и процессов окружающей среды, разнообразия движений различных животных и птиц.

Русский народный танец

Русский народный танец
Русский народный танец

Исполняются народные танцы на нашей Родине по-разному в зависимости от перемещения по этническим зонам. Иными словами южане танцуют задорнее северян. Тем не менее, русский народный танец всегда оставался либо народной самодеятельностью, либо сценической постановкой с соблюдением близких народу традиций.

Хоровод и карагод

Хоровод и карагод
Хоровод и карагод

Перестав быть обрядческим, сохранив при этом тематичность и форму игры, хороводы стали популярным развлечением людей в конце 17 века. Поскольку он включал в себя одновременно песню, танец и игру, то хоровод стал популярным танцем среди молодежи.

Традиционный хоровод представлял из себя движение по кругу или переходы людей, держа друг друга за руки (иногда держали друг другу за палец, венок, шаль, платок), при этом напевались народные песни. Хоровод мог быть женским или смешанным. Танцевальные фигуры или рисунки целиком могли исполняться мужчинами или женщинами отдельно или совместно в определенном порядке движений и расстановки. Хоровод всегда объединял людей, преумножал чувство братского единства и товарищества.

Орнаментальный хоровод (плясовой)

В отличие от традиционного, орнаментальный хоровод, как и его музыкальная составляющая, не содержит конкретного сюжета или действия. Исходя из названия основная составляющая это орнаменты — фигуры, которые выстраивают исполнители при его исполнении. Орнаменты очень часто отображают быт простого народа, драму или неся в себе какую-то шутку.

Игровой хоровод

В этом хороводе обязательно присутствует игровой сюжет и действующие лица. Танцоры при помощи своего мастерства и мимики изображают танцем содержание исполняющихся в этот момент песен, героев и их образы. Наличие фигур в нем скудное. Исполняются линиями, парами или по кругу. Чаще всего в них затронута любовь, труд и жизнь.

ЕЩЁ МАТЕРИАЛ ПО ТЕМЕ:  7 мифов о плоском животе

Пляски по кругу

В некоторой степени, гораздо интереснее других хороводов, поскольку в них преобладает исполнительское мастерство. В относительной независимости от остальных участников хоровода, присутствуют пары, которые исполняют отдельные сюжеты на фоне общего рисунка хоровода, в то время как стоящие в круг люди сами исполняют песни под аккомпанемент живого исполнения музыкального ряда присутствующими музыкантами.

Русская пляска

Пляска перешла из обрядового танца в бытовой. Это абсолютно импровизационный танец. В нем нет четкого регламента в построении фигур, определенного порядка расположения танцора на плясовом поле. Разнообразие движений стало визитной карточкой русской пляски.

Перепляс. Своего рода современный танцевальный баттл. Также является импровизационным танцем. В переплясе могли соревноваться в своей виртуозности группы танцоров, поделенные на команды или выходы один на один, два на два и т.д. В качестве музыкального сопровождения использовали исключительно частушки или народные песни.

Особенностью перепляса является его сюжетная линия. Танцор, должен продемонстрировать некоторые движения своему оппоненту, а тот должен безошибочно повторить их и выдать серию своих движений для повторений соперником. Проигрывал в таком переплясе тот, кто не смог повторить движений соперника. Бывали и обратные условия танца, когда нельзя было повторять ранее продемонстрированные движения. Проигрывали в том случае танцоры, чьи движения уже повторялись ранее продемонстрированными им же или оппонентом. Бывали случаи, когда танцевальные баталии длились до упаду танцоров от усталости.

Русская кадриль

Зародилась русская кадриль в России при Петре I. Ее основой происхождения стала классическая французская кадриль. Изначально исполнялась дворянским сословием, но после 1718 года постепенно переходила в сёла. Танец отличался от того, что исполнялся дворянами, так как его фигуры передавались крестьянам на словах различными дворовыми служащими, видавшими исполнение этого танца аристократами. Вскоре его стали исполнять на торговых ярмарках. Стали появляться вновь созданные движения и варианты исполнения кадрили.

Балет

Балет
Балет

Балет – сугубо театральное представление. Не путайте его с бальным танцем. Балет исполняется под классическую музыку, чаще всего отображает посредством мимических движений, жестов и танцев некую драму. В целом балет это пластическое искусство ярко представленное на театральных сценах.

Кому-то покажется странным, но балет танцевали, и даже танцуют сейчас, в церквях Португалии и в Испании.

В Древней Греции балет всегда был неотъемлемой частью трагедии или комедии. В Древнем Риме существовали религиозные пляски, знаменуемые в честь Марса. После падения Рима балет пропал почти на тысячу лет. И только к концу 15 века он начал возрождаться в Италии.

В 1645 году во Франции впервые услышали итальянскую оперу. Тогда балет стал ее составной частью.

В 1820-30 года произошло формирование романтического балета. Это было невероятное событие.

В конце 20 века балет стал «частью медицины». На его основе были разработаны некоторые танцевальные техники и фитнес упражнения, что сократило в этих сферах количество травм.

Бальный танец

Бальные танцы в СССР
Бальные танцы в СССР

Сперва бальный танец был достаточно свободным. Он не имел определенной хореографической формы. Обязательно включал в свою программу шествие с факелами, пением танцующих и музыкальным сопровождением, в виде игры на музыкальных инструментах.

Первые правила бальных танцев стали возникать в Италии в 14 веке. Позже Франция переняла их на свою сторону и стала полноправной законодательницей бальных танцев. В 1661 году, все в той же Академии танца были присвоены бальному танцу манера и стиль исполнения. Была запрещена импровизация. Наряду с этим стали появляться школы танцев. В 17 веке бальные танцы охватили всю Европу. В каждом государстве бальные танцы приобретали местный колорит.

В 17 веке широкое распространение получили платные балы, проводимые в специально отведенных для этого местах. Первый общественный бал оказался тоже платным все в том же Париже в 1715 году.

В 19 веке благодаря либерализации общественной жизни стали активно развиваться новые бальные направления: лендлер, мазурка, лансье, полька, галоп, полонез. Но «жизнь» менуэта и гавота оказалась весьма не продолжительной. Вскоре их вытесняет вальс.

На пороге 19-20 веков в Европу из стран двух американских континентов пришли новые танцы: чарл-стон, вальс-бостон, уан-степ, квик-степ, ту-степ, фокстрот, блюз и другие.

В 1950-60-ые годы происходит новое осознание массовости танца. Бальный танец исполняется без телесного контакта, снимаются все ограничения в движениях и положениях рук.

Сегодня бальный танец несколько отличается от того, что исполнялся полвека назад, стал более красивым и грациозным. Хотя бальные вечера в России уже и не проводят в наши дни, за исключением исторических мероприятий, бальный танец все еще не потерял свою актуальность, а наоборот, стал частью других стилей и даже сфер деятельности, например, перешел в фитнес. А вот во Франции и Венеции бальные танцы все еще весьма актуальны…

Спортивный бальный танец

Спортивный бальный танец
Спортивный бальный танец

Спортивные бальные танцы произошли из классических бальных, широко распространенных на балах Европы и, представляют из себя группы парных танцев, характеризующиеся двумя признаками:

  • Каждый танец, вошедший в данную группу обязательно должен быть парным;
  • Каждая пара должна быть двуполой, то есть состоять из женщины и мужчины.

Но позже появилось исключение, позволяющее танцевать сольную программу.

Сейчас спортивные танцы представляют собой танцевальный спорт, включающий 10 танцевальных направлений, разбитые на 2 программы: Латиноамериканскую и Европейскую. Однако в 1960-ых годах, в СССР создали третью «народную программу», состоящую из исторических танцев, ранее исполнявшихся на балах. Более того, появилась и четвертая программа с двумя танцами: модный рок и полька. Последняя программа в настоящее время исполняется начинающими танцорами.

Акробатический танец

В 1900 годах в Канаде и США акробатический танец являлся элементом комедийной пьесы (водевиля). Теперь это вид спорта. В акробатическом танце спортсмены выполняют технически сложные акробатические движения, совмещая их с танцевальными элементами.

Достаточно сложный танец с этюдно-образными комбинациями акробатических и гимнастических элементов. Требует к себе высокой пластичности, умение воспринимать и проникать в сопровождающую музыку.

Спортсменам разрешается использовать элементы из других направлений: современного джаза или модерна, свободной пластики. Но акробатические действия должны доминировать на протяжении всего номера.

Запрещено применять в номерах какой-либо реквизит и внедрять аэробные элементы.